Метро-2: тайны столичной подземки

Секреты, которые находятся на большом историческом расстоянии от нас, как правило, не вызывают большого интереса. Однако бывает и так, что тайна скрывается рядом, а если быть еще точнее - прямо под нашими ногами. Так и случилось с историей о засекреченном правительственном Метро-2 (как его окрестили в народе). Почти каждый житель столицы проезжает над его тоннелями и станциями. Нет ничего удивительного в том, что эта история обросла мифами и легендами. А как же дело обстоит на самом деле?

Метро-2: тайны столичной подземки
Дизель-поезд ДПС-01 и автомотриса АС1А в тоннеле Московского метрополитена (линия Д-6).

Метро-2 – правда или вымысел?

Бывшему главе столичного метрополитена Дмитрию Гаеву в середине нулевых задали прямой вопрос:

"Есть ли на самом деле Метро-2".

Его ответ спровоцировал еще больше вопросов:

"Я бы удивился, если бы его не существовало".

В российской столице подземные ходы появились даже не в 20-м столетии. Впервые о них заговорили еще в 18-м веке. Под землей между Таганкой и Новоспасским монастырем появился тоннель на глубине 12 метров. Конечно, и советское правительство озадачилось созданием коммуникаций под землей.

Считается, что сам термин "Метро-2" принадлежит перу писателя Владимира Гоника. В начале 90-х в одном из номеров издания "Юность" опубликовали произведение автора под названием "Преисподняя", события которого происходят в столичных подземельях. Информацию о Метро-2, по словам литератора, он получил от своих пациентов. Дело в том, что Гоник являлся доктором в поликлинике оборонного ведомства.

До войны

Эта история берет свое начало во времена, когда к власти пришли большевики. Кроме сдачи центральных очередей метрополитена, строители в Советском Союзе работали над засекреченными проектами. Когда строилась вторая очередь метро, появившаяся в конце 30-х годов, возник проект станции "Советская" между станциями "Площадь Свердлова" ("Театральная") и "Маяковская".

Иосиф Сталин отдал приказ, чтобы "Советская" была оборудована для подземного руководства штаба оборонного ведомства страны. Станция так и не открылась, перегон между станциями был слишком долгим, и лишь в конце 70-х после появления "Тверской" его поделили надвое. До Великой Отечественной войны началось строительство тоннелей Арбатско-Покровской линии – для связи Кремлевского дворца с бункерами Сталина.

Планировалось, что появится стадион, под которым будет бункер для Сталина с выходом к трибунам и конференц-залу. Аналогичный бункер создали под загородным домом Сталина в Кунцево, его протяженность составила 37 километров.

Военные и послевоенные годы

Летом 41-го, когда Москву бомбили фашисты, метро выполняло функции бомбоубежища. Сталин приказал вырыть бомбоубежище в Кунцево глубиной 15 метров. Внутри бункер роскошно обустроили: там были мраморные стены, паркет из дерева, дубовые стены и внушительных габаритов письменный стол.

В начале 50-х из-за строительства бункера использовали таинственный участок – глубже метрополитена, предназначенного для простых граждан – от Площади революции до Киевской. Бункер появился за пару лет. Подземный лаз от Киевской тянулся до Парка Победы.

Лишь в 80-е эту информацию предали огласке. В прессе стали с энтузиазмом обсуждать "тайные" линии метрополитена в Москве, которые для удобства окрестили Метро-2.

Метро-2: тайны столичной подземки
Карта Метро-2, опубликована в «Military forces in transition. Department of Defence. 1991».

Тайны московских подземелий

В советский период Метро-2 именовалось еще более загадочнее - Д6. Впрочем, несмотря на широкий общественный резонанс и обилие журналистских материалов, официальных сведений о наличии Метро-2 так и не появилось. По сей день это тайна, покрытая мраком и основанная на домыслах пытливых умов.

Если предположить, что оно все-таки существует, то, как минимум, никто воочию не видел схемы. Впрочем, нашлись активисты, в числе которых был ныне популярный блогер Артемий Лебедев, которым удалось собрать сведения и набросать примерную схему Метро-2.

Первая линия

Появилась в конце 60-х. Ее протяженность составляет 27 километров. Станции: Кремль - Библиотека имени Ленина – Академия ФСБ – Академия Генштаба – Раменки (подземный город на 15 000 человек) – Солнцево (предположительно) – Аэропорт Внуково-2.

В середине 50-х появилось издание "Московский метрополитен", посвященное 5-й очереди метро. Множество вопросов осталось открытыми. Например, так и не прояснилась ситуация с Фрунзенским радиусом, поскольку Фрунзенская и Спортивная располагаются там, где и планировалось изначально. А вот участок под землей оказался невостребованным. Сегодня появилась станция, которая выходит из-под земли. Это "Воробьевы горы".

"Университет" собирались открыть возле центрального здания МГУ, но концепция изменилась. Если взглянуть на тоннели от "Спортивной" до "Университета", можно заметить связующий подземный ход в левой части. Считается, что это ворота, которые соединяют официальную подземку и Метро-2.

Метро-2: тайны столичной подземки
Схема тоннелей между станциями Спортивная и Университет по состоянию на начало 1960-х годов. Вверху — тоннели Сокольнической линии, внизу — глубокий однопутный тоннель к объекту 54, позднее ставший ССВ со спецветкой Метро-2.

Вторая линия

Появилась в конце 80-х и составляет в длину 60 километров. Станции: Кремль. Затем тоннель пролегает на юг параллельно Варшавскому шоссе, до пансионата Бор, где располагается дополнительный пункт Генштаба РФ. Существует легенда, что государственная линия метро простирается дальше, после Чехова. По слухам, строительная база расположена около Царицыно.

Метро-2: тайны столичной подземки
Гейт со спецветкой метро-2 за станцией спортивная. Гермоворота со стороны обычного метро.

Третья линия

Тоже появилась в конце 80-х, как и вторая линия. Ее протяженность составляет 25 километров. Станции: Кремль – Лубянка – Мясницкая, 33 (штаб ПВО). Затем линия пролегает под Шоссе Энтузиастов, через Измайловский парк. По всей видимости, выходит возле "Красных ворот".

Метро-2: тайны столичной подземки
Камера съездов и стрелка в тоннеле «Ветки» (Д-6). Характерная особенность системы — рельсы утоплены в бетонные плиты.

Четвертая линия

А вот здесь заключен самый таинственный эпизод всей этой истории. Сведений про 4-ю линию практически нет. Бытует мнение, что она берет свое начало возле станции метрополитена "Смоленская", затем пролегает под "Парком Победы" и уходит в бункер на Барвихе.

Метро-2: тайны столичной подземки
Платформа одной из станций в тоннеле «Ветки» (Д-6).

Назначение Метро-2

Метро-2 подведомственно КГБ (15 подразделение, подземное), после распада Советского Союза им руководит Федеральная служба безопасности. Считается, что вкупе оно составляет около 150 километров.

Главная задача Метро-2 – оперативно вывести членов правительства во время угрозы ядерного взрыва. В мирные времена по Метро-2, по легенде, ездят сотрудники и доставляются важные грузы. Власти не используют линии для транспортировки.

Загрузка ...