С незапамятных времен в этих местах находились пристани и торговые ряды. Большую роль при образовании территории Китай-города сыграли сухопутные дороги, отходящие от Кремлевских стен к северо-востоку и реке Яузе. Эту местность начали заселять люди. В конце 15-го столетия появился Большой, или Великий, посад. Спустя время это место окрестили Новым городом или Китай-городом.
История названия
Конечно, известный нам всем Китай никак не связан со столичным Китай-городом. У этого «города» своя история, которая связана с чертами времени, характерными для 16-го столетия.
Кремлевских стен было недостаточно, чтобы защитить город при атаках неприятеля. Так началось строительство еще одной крепости. Во времена правления вдовы Василия Третьего Елены Глинской (матери Ивана Грозного) в 1534 году появился большой ров, который окружал посад. Кстати, на Украине есть село под названием Китайгород. Родом из тех мест была Елена Глинская.
Затем вал укрепили частоколом, которые переплели прутьями и забросали землей. В те времена эту вязку жердей называли «китой». По всей видимости, укрепление, функция которого защищать от врагов, было названо в честь метода его возведения.
Однако некоторые историки выдвигают другую версию появления наименования. Филологи в слове «китай» усмотрели древнейший для праязыков Евразии корень, который в разный исторический период означал «жилище», «кров», затем «поселение, обнесенное укреплениями», «убежище» и «город». Можно заметить эту же часть слова в итальянском сitta (cittadelle — «цитадель», «укрепление»), в тюркском «катай» («город», «крепость») и в английском city («центр города»). Одно из этих слов могло лежать в появлении московского «Китай-города».
Китайгородская стена
Стена Китай-города брала свое начало у Арсенальной башни, затем шла вдоль площадей Революции и Театральной, сворачивала на Лубянскую, проходила по Китайгородскому проезду, а заканчивалась у Беклемишевой башни Кремля.
Протяженность Китайгородской стены — свыше двух с половиной километров, а высота — 6 метров. Она имела толщину больше 6-и метров (толще Кремлевской), но была ниже ее и младше на полвека. На стене Китай-города располагалось 14 башен, 8 из которых использовались для проезда. Возле всех ворот стояли часовни.
Стену часто восстанавливали, меняли и укрепляли. После времен правления Ивана Четвертого она лишилась своего оборонительного значения и обрела бытовое значение. Там сушили постиранные вещи, а у подножия стены выращивали овощи. В некоторых башнях жили бродяги, а в Космодемьянской устроились девушки с сожителями.
Каменные постройки
С 17-го столетия Китай-город начали застраивать постройками из камня. Там появились новые храмы, жилые здания, правительственные учреждения. В 1804 году все деревянные сооружения убрали, остался один трактир. Некоторые считали, что нужно убрать и саму Китайгородскую стену, чтобы вместо нее появилась прогулочная зона с бульварами. Однако правитель тех лет Александр Первый посчитал такое решение неверным. Он был уверен, чтобы все старинные московские сооружения должны быть сохранены в своем исконном виде для потомков.
Нашествие армии Наполеона причинило немалый вред Китай-городу. После печально известного пожара от этого района почти ничего не осталось. Впоследствии его построили каменными домами. В конце 19-го столетия Китай-город превратился в важное место старой Москвы. Здесь обосновались дельцы, предприниматели, аристократы, появились представительства других стран.
Двадцатое столетие, конечно, не пожалело Китай-город. Стены почти ликвидировали, и лишь после распада Советского Союза, во времена правления Бориса Ельцина, их начали восстанавливать.
Наши дни
На сегодняшний день Китай-город является одной из заповедных частей современной российской столицы. Это место по-прежнему облюбовали туристы, которым нравится любоваться интересными архитектурными памятниками и культурными объектами.
Часть сохранившегося белокаменного основания Китайгородской стены можно посмотреть, если спуститься в подземный музей парка Зарядье.
По сохранившимся элементам стены Китай-города власти решили дать ей еще одну жизнь. Вдоль Китайгородского проезда частично реконструировали ее участок. Несмотря на то, что его внешний вид совсем не похож на оригинал, по стене можно пройтись и осмотреть находящиеся возле бойниц макеты старинных орудий, которые навались пищалями.
От величественного фортификационного сооружения осталась только пара элементов — часть стены вдоль Китайгородского проезда и участок с Птичьей башней на Третьяковском проезде. До наших дней сохранился фундамент Варваринской башни, который можно лицезреть в подземном переходе при выходе из станции метрополитена «Китай-город» в сторону Варварки.