Когда в стране установилась советская власть, из Санкт-Петербурга столицу перенесли в Москву. В это же время город превратился в центр революционного движения всех народов. Советчике власти уделяли пристальное внимание новым архитектурным постройкам и открытиям. Население столицы стремительно росло, многие переезжали из деревень, и наземным транспорт уже не в силах был справиться с таким количеством пассажиров. Так назрела необходимость запустить транспортное сообщение под землей.
Летом 1931 года в советском издании «Правды» появилась заметка:
«Пленум ЦК считает, что необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве, как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство метрополитена».
Это ознаменовало начало новой эры в советском общественном транспорте.
Опережая желания
Сам вождь Иосиф Сталин контролировал строительство первой линии московского метрополитена. Возможно, благодаря его чуткому руководству она открылась даже раньше установленных сроков. Предполагалось, что строительные работы займут пять лет, но уже спустя 3 года все было готово. Поезда отправились сразу по двум направлениям: от «Сокольников» через центр до «Парка культуры» и от «Сокольников» с ответвлением от «Охотного Ряда» до «Смоленской» с 13 дворцами-станциями. Эти маршруты послужили началом будущим Сокольнической и Арбатско-Покровской линиям, после чего — огромной железной паутине под землей.
Тест-драйв первого поезда провели осенью 1934 года. В мае 1935 года рабочие попросили назвать ветку московского метрополитена в честь Л.М. Кагановича. Итак, 15 мая 1935 года москвичи впервые спустились под землю и проехались в поезде метро. С этого момента строительство метрополитена не останавливалось. Советское руководство объявило ударную комсомольскую стройку, и народ с охотой отозвался на призыв столичного комитета партии и городского комитета комсомола:
«Метрополитен столицы должна строить вся страна!».
Для представителей советского поколения это стало возможностью проявить себя, приобщиться к увлекательному новому делу, получить специальность и занять достойное место в социальной жизни.
Есть метро!
В 1935 году к открытию метро приурочили выход документальной киноленты. Воодушевленные советские зрители толпами отправились в кинотеатры, чтобы посмотреть картину, название которой похоже на советские агитки — «Есть метро». Фильм сняла постановщик Лидия Степанова.
В эти же дни на столичных производственных предприятиях состоялись митинги, которые посвящены запуску первой очереди метрополитена. Дирекция фабрики «Большевик» даже выпустила новое печенье под названием «Метро».
Культурные учреждения столицы тоже не оставили такое событие без внимания. В театрах состоялись постановки для строителей метро, инженеров, проектировщиков и архитекторов. Также энтузиасты устроили эстафету на приз печатного издания «Вечерняя Москва» по бульварному кольцу.
Особенности архитектуры
Создатели проекта московского метрополитена особенно радели над дизайном и стилистическим оформлением каждой станции. Они хотели, чтобы у каждой из них был свой неповторимый облик, соответствующий названию, расположению и тематике. В издании «Правда» в мае 1935 года исследователь Д. Аркин написал материал, в котором упомянул о различиях советского метро, а также подземок в Европе и США.
«В отличие от европейского и американского метро каждая станция в Москве наделена своим архитектурным лицом. И в то же время все подземные вестибюли и залы говорят об одном и том же архитектурном взрыве, несут на себе яркую печать одного стиля. Да, можно говорить о своеобразном стиле московского метрополитена, о единстве его архитектурного облика. В архитектуре метро дан как бы эскиз архитектурного облика новой Москвы», — отметил историк.
В 1934 году советские власти сообщили о проведении конкурса на дизайнерский проект станций метро «с таким распределением заказов по мастерским, чтобы по каждой станции получить несколько вариантов в различных архитектурных трактовках, с различным архитектурным подходом» («Строительство Москвы», 1935 год).
Среди участников конкурса запомнился проект оформления станции «Библиотека имени Ленина», который предложил К. И. Джус. Согласно его идее, потолок должен быть иссиня-черным. Таким образом, пассажиры не смогут установить высоту помещения, им будет казаться, что потолок расположен прямо над головой. А перрон должен быть ярко освещен, будто человек ночью вышел к поезду под темное небо. Л. М. Каганович не одобрил идею.
Подземная жизнь
Первые пассажиры торопились в метро, словно на праздник — даже одевались особенно. Для них этот вид транспорта был настоящим чудом. Правда, быстро жители столицы освоились и стали относиться к метрополитену, как к должному. Там назначались встречи, готовились к важным экзаменам. Пассажиры стали часто читать книги в вагонах поездов.
Советские граждане видели в метрополитене прообраз если не коммунистической идеи, то наверняка — светлого будущего, когда дворцы, которые не уступали царским, стали возможны для многих людей. Этому изобретению и посвящали музыкальные и поэтические композиции:
"Есть такое чудо — о нем твердят повсюду,
Придумано не худо, устроено хитро.
Плывет и не качается, течет и не кончается.
Где такое чудо? На метро!"
На сегодняшний день сеть Московского метрополитена — это 258 станций, из них 40 являются объектами культурного наследия. Через несколько десятков лет метро по-прежнему строится ударными темпами, на пути появляются новые поезда, используются инновационные технологии. И нет более удобного, надежного и быстрого общественного транспорта в мегаполисе!