Николай Булганин и знаменитый Генплан
Николай Булганин руководил с 1931 года по 1937-й. Он появился на свет в Нижнем Новгорода в семье мещан, карьеру в партии сделал после Октябрьской революции в ЧК. До того, как занять кресло председателя исполкома Моссовета (то есть стать главным человеком города), служил директором Московского электролампового завода — который некоторое время назад пробовали заселить художники.
На пост руководителя города его избрал Моссовет после очередного административного деления Москвы. На период его правления выпали самые чудовищные годы в двадцатом столетии; но при нем же принимался легендарный сталинский Генплан 1935 года.
В том же году запустили московский метрополитен и троллейбусные линии, еще за несколько лет перестроили исторический центр года — самые яркие примеры — это увеличение Тверской и Садового кольца, построили многие известные сегодня здания (в частности, Дом на набережной). Также появился канал имени Москвы, который до 1947 года именовали каналом Москва — Волга. При Булганине же снесли Сухаревскую башню, Варварские ворота и несколько десятков церквей и храмов, в том числе, храм Христа Спасителя. Многие церкви и монастыри закрылись, а улицы и площади получили другие названия — и этими топонимами по-прежнему пользуются горожане старше 50 лет.
Александр Ефремов и развитие промышленности
Ефремов управлял городом всего год — с 1938-го по 1939 год, однако успел сыграть важную роль в развитии промышленности. Александр появился на свет 23 апреля 1904 года в столице, и с 14-и лет вел трудовую деятельность слесарем железнодорожных мастерских, отучившись в Московском станкоинструментальном институте) и аппаратчиком, но с большим потенциалом.
Побывав на посту директора Московского станкостроительного завода имени Орджоникидзе, он прилагал немало усилий для развития столичной промышленности, был отмечен в Совнаркоме и в скором времени вошел в состав правительства ― сначала как замнаркома станкостроения, затем как полноценный нарком, а впоследствии и министр. Во многом благодаря ему советская промышленность, которая понесла значительные потери в начале Великой Отечественной войны, сумела восстановиться и обеспечить фронтовиков тяжелой техникой.
Владимир Промыслов и годы модернизации
Владимир Промыслов руководил с 1963-го по 1986 год и прослыл мэром-модернистом. У него поистине удивительная судьба, достойная кинематографа. В юном возрасте Промыслов отправился покорять столицу, переехав из подмосковного поселка, и устроился помощником слесаря. За 30 лет перед назначением на должность председателя Моссовета он служил в десятке ведомств — от Главмосстроя до аппарата министра образования.
Промыслов руководил советской столицей в течение 23 лет — это третий результат в истории города после Долгорукова и Голицына. На эту должность его назначили после снятия Хрущева. Первым делом Промыслов осуществил новое районирование — так в городе появилось 33 района вместо 20. Затем начал разрабатывать новый Генеральный план, по которому происходило развитие города вплоть до середины нулевых.
Пятиэтажные хрущевки заменили высокими панельными домами, которыми заставлены районы за обозначенным во все том же Генплане Третьим транспортным кольцом (но первые два экспериментальных дома появились на Садовом кольце — их и в наше время можно заметить на Зубовском бульваре и Земляном Валу). На смену ампиру времен Иосифа Сталина и неоклассицизму пришел брежневский модернизм. Новый Арбат, Останкинская телебашня, гостиница «Россия», попавшая под снос, стадион Лужники и все объекты Олимпиады-80 появились благодаря деятельности Промыслов.
Промыслов занимал пост градоначальника вплоть до пенсионного возраста и ушел, после того как Борис Ельцин стал первым секретарем Московского городского комитета КПСС.
Что было дальше
В былые времена счет управленцам городом шел на десятки, причем многие из них — руководители Моссовета, комиссары, генерал-губернаторы или военные губернаторы — были по-своему примечательными персонами, которые оставили след в облике столицы. А вот у Москвы в ее новейшей истории было всего три градоначальника.