Шапка Мономаха и узбекский хан: ордынская суть московской короны

Многие наверняка видели древнейшую «корону» на головах русских царей. Шапка Мономаха, согласно легенде, пришла из Византии. Казанскую шапку создали казанские мастера, угодившие в плен. Но так ли это на самом деле?

Шапка Мономаха и узбекский хан: ордынская суть московской короны

«Цари русские, а шапки татарские!»

Логично было бы предположить, что шапка украсила головы русских царей после того, как была взята Казань и пало Казанское ханство (царства). Также известно, что шапки в качестве символа власти русские цари использовали с незапамятных времен. Первая коронация состоялась еще во времена правления Ивана Калиты.

В летописях эту шапку называют движимым имуществом, которое передается в наследство от отца к преемнику. Дальше головной убор совершает путешествие во времени — от одного владельца к другому. От Симеона шапку через супругу Симеона получил Иоанн Второй, после чего Дмитрий Донской и Василий Дмитриевич.

В конце пятнадцатого столетия об этой шапке упоминает Василий Темный. Головной убор стал истинным символом самодержца. Затем его окрестили «шапкой Мономаха», после чего он побывал на головах всех государственных деятелей, включая Петра Первого.

Но со времен правления этого царя-реформатора что-то пошло не так. Петр Великий изменил церемонию венчания, во время которого шапку уже не надевали на голову царя, которого теперь назвали Императором, а торжественно несли перед ним. А для коронации Елизаветы Петровны уже создавалась первая корона Российской Империи.

Разрушители легенд

Существует предание, которое объясняет, как шапка Мономаха попала на головы русских, а верней киевских, князей из Византии.

Это предание появилось в годы правления Василия Третьего, и звучит следующим образом. Вручил эту шапку киевскому князю Владимиру, вместе со святыми бармами, князь Константин Девятый Мономах из Константинополя. Таким образом, он благословил Владимира на самодержавное правление и окрестил его Царем Всея Руси.

Константин, кстати говоря, является дедом Владимира, и это уже не миф, а самая что ни на есть быль. Давайте перевоплотимся ненадолго в беспощадных разрушителей мифов. Например, вспомним, что Константин Девятый ушел из жизни, когда Владимиру исполнилось 2 года. Тот, скорее всего, раздумывал, как бы выпить побольше молочка за ужином, но вряд ли его интересовала шапка Мономаха. Попытки связать историю головного убора с византийскими императорами напоминает характерно для Руси мифотворчество, которое распространилось в период правления Ивана Третьего.

Аксессуары «из-за бугра»

Не только шапки, но и другие регалии правителей создавались заморскими мастерами или даже в других странах. В этом нет ничего необычного как для того мира, так и для нынешнего. Любые предметы и утварь покупаются там и у тех, где и кто их способен сделать качественно.

Примечательно и то, что для венчания на царство двух братьев соправителей, Ивана и Петра Алексеевичей, была создана шамка Мономаха второго наряда. Она полностью повторяла оригинал, но тулья у второй шапки была гладкой, лишена тонкого изысканного узора.

Так откуда же взялись эти шапки?

Как мы выяснили, византийская версия возникновения шапки Мономаха вряд ли соответствует действительности. Многие эксперты были убеждены, что русским князьям требовалось установить родство не от ордынскими ханами, а с Византией. Но шапка же не могла упасть с Луны?

В первый раз предположил, что шапка Мономаха появилась из восточных стран специалист в области истории Георгий Вернадский. По его версии, Ивану Третьему шапка досталась от хана Узбека.

Исследователи обратили внимание на то, что узоры в декоре шапки и сама техника украшения скорее соответствует ментальности восточных соседей Руси, насельников Казанского ханства волжских булгар. Именно они использовали способ декорирования металлического фоном методом напайки тонких ниток в цвет золота и серебра. Именно таким методом вышиты лепестки на шапке Мономаха.

Шапка Мономаха и узбекский хан: ордынская суть московской короны

Стилистически Казанская шапка напоминает изделия татарских мастеров 15-го столетия и их предшественников — булгарских ювелиров. Особенно характерна для булгарских мастеров техника украшения тульи шапки.

Но самое любопытное, что шапка Мономаха до того, как попала на головы русских правителей, по всей видимости, являлась аксессуаром из женского гардероба. Подвески (бляшки и монетки) являются отличительной особенностью татарского национального костюма для женщин. Татарку слышно издалека — она сначала звенит, а потом уже появляется перед глазами.

Узбек-хан

Знаменитый искусствовед И. Бобровницкая не без основания полагает, что шапку Мономаха кн. Иван Калита получил из Золотой Орды от хана Узбека. Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор (тюбетейку) отороченную соболем. Предположительно, это дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, который московские князья превратили в символ легитимности власти на Руси.

Легитимность власти на Руси в 13 — 15 столетиях исходила от Орды. Князь, который не получил ярлык от ордынского хана не считался легитимным не только в глазах хана, но и в глазах русских князей. До самого 16 века авторитет царя (татарского хана) был абсолютен. Это подтверждает так же именование русскими источниками хана титулом «царь», что до 13 столетия делалось только по отношению к византийским или римским императорам.

Великая защитница Москвы: Владимирская икона Божией Матери

Ну и наконец, в связи с переделом влияния в Орде Москва не просто освободилась от гегемонии ханов, но и стала столицей ордынских земель. Кстати, именно так у Кремлевских государей появилась потребность в легенде о более древнем происхождении своей власти, чем преемственность от Орды. В итоге, это превратилось в концепцию «Москва — Третий Рим» и привело к укоренению ортодоксального православия.

Загрузка ...