Начало начал
Во 2-й половине 18-го столетия на этом месте находилась княжеская усадьба Щербатовых. Дом в архитектурном стиле раннего ампира воздвигли по замыслу зодчего Осипа Бове в 1800 году. Сначала здание было двухэтажным. После Отечественной войны 1812 года Щербатов продал здание городским властям и его начали использовать для размещения солдатских казарм. Затем к зданию добавили 4 дополнительных этажа. Третий этаж появился, по всей видимости, уже после войны с французской армией Наполеона.
Так, спустя 16 лет с момента основания, в здании разместили батальоны, которые занимались реставрационными и строительными работами, словом, всячески облагораживали город. Так особняк превратился в те самые Петровские казармы. Это место окрестили так из-за близости Петровских ворот. А сама улица получила свое историческое название в честь Высоко-Петровского монастыря, который появился в этих местах в конце 14-го столетия. Там находятся мощи святителя Петра, митрополита Московского.
Во времена перестройки
В 1827 году здание перестроили. Проектом руководил Федора Шестаков. С этого времени его начали использовать в качестве места предварительного заключения. Немало известных общественных деятелей, бунтарей и представителей сферы искусства побывало в стенах зловещей Петровки. В 1834 году, например, в числе заключенных оказался поэт Николай Огарев.
В 1842 году в Петровских казармах обосновалось Управление 2-го округа Корпуса жандармов и прикомандированный к нему жандармский батальон.
Милиция города Москвы заняла стены легендарного здания уже после Октябрьской революции. В 1927 году они обосновали не только в главном здании. В их распоряжение перешли также служебные помещения и бытовые постройки 19-го столетия. В 1931 году в здание переехал угрозыск Москвы, тогда же на территории бывшей княжеской усадьбы открыли Музей истории Московского уголовного розыска. Он находился там до конца 70-х, потом закрылся, а в 2015 году появился вновь, но уже в другом помещении.
В 50-е годы при советской власти многострадальное здание еще раз перестроили. На этот раз проектом руководил известный советский архитектор Борис Мезенцев. В итоге созданный первоначально в стиле ампира каменный двухэтажный особняк с пристроенными боковыми флигелями окончательно потерял свой первичный вид. Вместо него появилось 6-этажное здание с боковыми фасадами, направленными во внутренний двор. Стиль нового здания был характерен для сталинских времен: три нижних этажа надстроенных флигелей занимали лоджии с арочными проемами, а на верхних этажах появились четыреххколонные портики с фронтонами.
Памятник Дзержинскому
В 1977 году во внутреннем дворике здания появился мемориал руководителю ВЧК Феликсу Дзержинскому. Его бюст выполнил известный российский скульптор Анатолий Бичуков. Памятник мог пострадать во время августовского путча 1991 года. Московские милиционеры предусмотрительно убрали мемориал и установили его в Музее истории московской милиции. Осенью 2005 года монумент вернулся во дворик, где и был размещен изначально.
В 2018 году московские власти сообщили о том, что собираются поставить в парке у ГУВД Москвы бронзовый памятник генералу уголовного сыска Российской империи Аркадию Кошко.
Фильмы про Петровку
Как отмечалось ранее, истории о сотрудниках уголовного розыска Москвы стали благодатной темой для кинематографистов. В 70-е годы минувшего столетия здание Петровки, 38 в первый раз увидели телезрители со всех уголков Советского Союза во время показа многосерийной картины «Следствие ведут ЗнаТоКи». Спустя несколько лет российские режиссеры приступили к съемкам картины «Петровка, 38». Есть и популярный современный проект «Петровка, 38. Команда Петровского», но его производством занимались в студии. Однако авторы отметили, что декорации полностью соответствовали оригинальному внешнему виду помещений Петровки. При этом любопытно, что ни одну съемочную группу не пропустили внутрь. Снимать разрешалось исключительно снаружи. Работа уголовного розыска была строго засекречена и нигде не афишировалась.