Конка и паровой трамвай
Облик первого Московского трамвая наверняка поразил бы ваше воображение. Конечно, это совсем не похоже на то, что сейчас ездит по рельсам в столице и других городах. Московский трамвай был… конкой — небольшим вагоном, который тянули по рельсам лошади.
Первый маршрут появился летом 1872 года — от нынешней площади Революции до Белорусского вокзала. В это же время в столице открылась Политехническая выставка, и новый вид транспорта должен доставлял желающих ее посмотреть.
В это же время появился еще один маршрут — от Белорусского вокзала до Петровско-Разумовского. Однако его обслуживал так называемый паровой трамвай, который местные жители ласково окрестили «паровичок».
Шли годы, и маршрутная сеть становилась все шире. Однако сложно было не замечать, что у этого транспорта полно недостатков. Самые большие проблемы возникали из-за маленькой скорости — всего 8 километров в час. Прохожие часто не замечали конку, которая плохо маневрировала, особенно по ночам, и оказывались под копытами перепуганных лошадей.
В конце 19-го столетия в ведущих мировых державах началось развитие электрического транспорта. Москва не собиралась отставать. Весной 1899 года в столице появились первые электротрамваи, которые перевозили москвичей от Страстной площади до Бутырской заставы и Петровского парка. Любопытно, что Москва оказалась шестым городом в нашей стране, где начали ходить такие машины. Первые электрические трамваи возили киевлян в 1892 году.
Развитие электрического транспорта в Москве
Новый транспорт пришелся столичным жителям по душе. В особенности, электрический трамвай понравился местным чиновникам, которые тут же взялись за развитие транспортной отрасли. В скором времени город был обвит ожерельями рельсов. В начале 1909 года в столице их насчитывалось уже 192 километров. Горожан обслуживали 19 трамваев. Они ходили по центральным улицам и даже по Красной площади. В 1912 году уже почти нельзя было встретить конку на улицах Москвы. В те годы появились легендарные маршруты А и Б, которые дожили до наших дней.
Когда началась Первая мировая война, все изменилось. Перестали действовать компании, которые поставляли в столицу вагоны. Мужчины, которые управляли трамваями, пошли воевать. Так, к неудовольствию чиновников, впервые в общественном транспорте начали работать женщины.
Сотрудники транспортной отрасли часто бастовали в те годы. Многих не устраивали условия труда, они боролись с несправедливостью и притеснением. В 1916 году работники устроили настоящий бунт из-за того, что уволили кондукторшу. Она поругалась с женщиной, которая не хотела платить за проезд и заявляла о своем знакомстве с влиятельными людьми. Однако кондуктор возразила, что все пассажиры находятся в одинаковых условиях. После забастовки начальству пришлось вновь взять эту женщину на службу.
Трамваи в Революцию
В 1917 году в связи с революционными забастовками трамваи не работали с 28 февраля по 6 марта. Затем транспорт вышел на маршруты. Москвичи и гости города в те годы заметили на вагонах лозунги и агитки вместо привычных рекламных афиш. Недовольство рабочего класса стремительно нарастало. Мятеж усилился после того, как выяснилось, что военные будут ездить на трамвае бесплатно. Такое правило утвердил исполнительный комитет солдатских депутатов, не потрудившись известить даже администрацию города.
В столице солдат в те годы было достаточно. Сотрудники транспортной сферы настаивали на нормальных условиях труда и достойной заработной плате. Но подавляющее большинство пассажиров передвигалось бесплатно, что отнюдь не способствовало финансовому развитию этой сферы. В конце лета рабочие вновь вышли на улице и даже добились небольшого повышения стоимости проезда.
Спустя некоторое время все изменилось. Началась Октябрьская революция. 28 октября трамваи в городе перестали ходить. В события государственного переворота оказались вовлечены и сотрудники Замоскворецкого трамвайного парка под предводительством вагоновожатого Петра Апакова. В честь него впоследствии назвали трамвайное депо.
Вновь ходить трамваи начали лишь 9 ноября. Но движение не было четким, график часто нарушался. Число маршрутов сократилось, состояние транспорта оставляло желать лучшего. В октябре 1903 года городская дума вынесла на утверждение проект с правилами пользования трамваем, а спустя год они приняли документ о порядке содержания рельсового транспорта, в частности, и трамвая.
Современная трамвайная сеть — это 418 километров путей, на балансе главного городского оператора наземного транспорта российской столицы — ГУП «Мосгортранс» — свыше 800 трамваев.