Самыми опасными местами принято считать ж/д и автовокзалы. В те годы там всегда сновали бывшие зэки, которые покупали использованные билеты у проводников, уличные продавцы, барыги, которые получали у проводников продукцию, бомбилы-водители и другие маргиналы. Нередко советские сотрудники правоохранительных органов состояли в сговоре с преступниками, закрывая глаза на их нелегальную деятельность.
В разный период времени — от Октябрьской революции до Перестройки — дурная слава ходила о разных московских районах.
«Пропаганда добра и мира»: американская школьница Саманта Смит в Москве
Арбат
Современным москвичам сложно представить, что когда-то этот район не считался элитным, ведь теперь престижно жить в историческом месте в самом сердце Первопрестольной. Однако было время, когда здесь можно было встретить самую разнообразную публику и представителей различных слоев общества. Дома, построенные до революции, делились на коммунальные квартиры, в которых обретались приезжие. В середине 80-х Старый Арбат стал первой в столице СССР пешеходной улицей, и атмосфера здесь существенно изменилась. На улицах начали появляться зарубежные туристы, фарцовщики, открылись магазины для гостей города, стали петь уличные музыканты и появляться художники, выставляющие свои работы на продажу. Собственно, Арбат начал походить на современный, с одним лишь исключением…
Соседний проспект Калинина (Новый Арбат) был пристанищем публики, которая любила вести праздный и преимущественно ночной образ жизни. Золотая молодежь и обычные трудяги захаживали в кафе и бары, чтобы расслабиться и весело провести время. А возле Новоарбатского гастронома постоянно собирались толпы приезжих.
Конечно, обилие такого разного контингента становилось весьма привлекательным для карманных воров, наперсточников, бродяг, ворожей и других неоднозначных персоналий. Они пользовались наивностью провинциальной публики, а также ловко обводили вокруг пальца людей в состоянии алкогольного опьянения, выходящих из ресторана.
В начале 90-х на Старом Арбате создали стену памяти Цоя. Это место особенно пришлось по душе неформальной молодежи, уважающей рок-музыку. Стоит ли говорить, что их поведение тоже часто не соответствовало общепринятым социальным нормам.
Хитровка
В начале 20-го столетия на Хитровке часто можно было встретить весьма выходцев из маргинальной среды.
Хитровская площадь в самом сердце Москвы получила свое название в честь генерала Николая Хитрова, оплатившего ее благоустройство в 1824 году. После отмены крепостного права площадь стала называться Хитров рынок. За ней закрепился статус своеобразной биржи труда. Крепостные, которые получили вольные, обивали ее пороги, пытаясь найти работу.
Рядом образовалось немало бюджетных ночлежек, где могли найти пристанище представители низшего социального класса — бродяги, нищие и грабители. Это повлекло за собой антисанитарные условия в доме и рост преступности.
После того, как к власти пришли коммунисты, преступная обстановка в этих краях стала еще более бросающейся в глаза. Столичные власти даже закрыли злачный рынок в середине 20-х. На месте, столь привлекательном для маргиналов, появился парк, а на месте ночлежек — жилтоварищества.
В 35-м году площадь получила название в честь русского писателя Максима Горького, там появился Электромеханический колледж. Их воссоздали только в 2010-х.
Памятник Дзержинскому на Лубянке: как установили и как снесли «Железного Феликса»
Легендарная Таганка
Этот район с богатой историей в наши дни тоже считается привилегированным. Он связан у жителей столицы с популярным в советский период Театром драмы и комедии Юрия Любимова и культовым музыкантом Владимиром Высоцким, который жил неподалеку от театра.
Но до закрытия в 60-м году Таганкой называлась только знаменитая Таганская тюрьма, которая появилась еще во времена правления последнего императора из династии Романовых. Она находилась возле Новоспасского монастыря на улице Малые Каменщики. Мало кто не знает знаменитый хит караоке «Таганка, все ночи полные огня». В Советском Союзе эту песню могли напеть даже люди, которые никогда не бывали в столице.
Даже когда тюрьму демонтировали, эти романтично-криминальные настроения еще несколько десятков лет преследовали этот район. Не помогло даже строительство неподалеку генеральских домов.
Возле магазина Нумизмат в Гончарном проезде еще при советской власти появился «черный рынок». Спекулянты и барыги облюбовали это место, там часто сбывали ворованный товар, монеты и военные ордена, в том числе из драгоценных металлов.
Во времена перестройки это место прочно связывали со знаменитой Ждановской преступной группировкой, состоящей из бывших уголовников, спортсменов и малолетних преступников. Члены ОПГ угоняли автомобили, промышляли кражами и снабжали москвичей наркотическими веществами. В 90-х их сфера увлечений пересечется с Ореховской преступной группировкой под предводительством Сильвестра.
Микрорайон Чертаново Северное
Еще один столичный район долгие годы снискал дурную репутацию и долгое время жил с этим клеймом. В начале 60-х район, который находился в то время «на отшибе», застроили типовыми многоквартирными домами. Это произошло после прокладки Московской кольцевой автодороги. В частности, в этих краях получали жилье рабочие заводов ЗиЛ и Динамо, в числе которых было немало преступных элементов, лимитчиков и бывших зэков. Некоторые домов специально преобразовали в общежития и малосемейки. Конечно, появление большого количества представителей социального дна оказали влияние на криминализацию района.
Большой Битцевский парк на окраине отлично способствовал бандитам проворачивать свои криминальные дела.
В 70-е здесь вырос обрацово-показательный микрорайон Северное Чертаново. Тогда впервые в Москве внедрили такое новшество, как двор без автомобилей с подземной парковкой. Кроме того, новые дома отлича свободная планировав. Но даже это не отразилось на криминогенной обстановке и не улучшило имидж района.
В советский период водители такси нередко отказывали пассажирам, которые ехали в Чертаново ночью. Москвичи даже придумали шутливый стишок: «Увезу тебя я в тундру, увезу в Иваново. Увезу куда угодно, только не в Чертаново».
Южный порт
В середине 70-х в промышленном и портовом районе столице неподалеку от современной станции метро Кожуховская появился большой торговый центр «Автомобилист», гд продавались машины, инструменты, запчасти и предлагалась помощь в ремонте автомобиля. Перед центральным зданием находилась большая пустая площадка, которую окрестили Фестивалем. Там частные лица торговали бывшими в употреблении машинами, наклеив ценник под стекло. В продаже часто можно было заметить даже иностранные автомобили. Сделки часто осуществлялись через комиссионку с большим занижением реальной стоимости, чтобы скрыть левый заработок, а остальное отдавали на руки.
Конечно, здесь было множество дельцов из Южной и Средней Азии. В частности, в этих краях можно было встретить цеховиков, которые хотели похвастаться перед приятелями новым дорогостоящим автомобилем, барыг, а также преступников и аферистов, поскольку на рынок приходили люди с весьма внушительными по советским меркам суммами наличных — 5 000 — 10 000 рублей.
В 80-е возле торгового комплекса на другой стороне 1-й Южнопортовой улицы расположился авторынок Южный порт. За колючей оградой скрывались многочисленные грязные палатки и вереницы машин. Рынок крышевали рэкетиры из Чечни. Горе-продавцов машин мимо кассы нередко обводили вокруг пальца, отдавая «куклу» вместо полагающейся им денежной суммы. Там можно было купить запчасти, оказывающиеся крадеными. Во времена перестройки за это место между столичными бандами началась настоящая война. Кроме того, в этих местах появились первые наперсточники, сюда же захаживали любители азартных игр, Ходили слухи, что здесь люди проигрывали и автомобили.