Никаких больше развлечений
Особое внимание он уделил уличным театральным постановкам, которые пользовались популярностью в обществе. Конечно, некоторые шутки скоморохов и пошлые песенки с использованием ненормативной лексики власти сочли непотребными. Затем простой люд пел их по вечерам на улицах, провоцируя общественность. Царь наложил запрет и на бесовскую музыку, которая казалась ему похожей на языческую ворожбу.
Негативное отношение царя к колядкам, которые он считал «игрищами бесовскими», вытекло в порицание всех жанров народного творчества разом — любого фольклора, загадок и сказок. Указ также подразумевал соблюдение благочиния. Народ должен был уничтожить всяческие маскарадные маски, выбросить музыкальные инструменты и другие вещи, которые отсылают к языческим обрядам.
Конечно, простому народу такой расклад пришелся не по душе.
Строгое царское воспитание
Таким образом, правительство в те годы решило взять на себя обязанности родителей в отношении к подданным. Любые суеверия, веселые праздненства и народные гуляния строго карались. Текст указа звучал следующим образом:
«В воскресные, господские праздники и великих святых приходить в церковь и стоять смирно, скоморохов и ворожей в дома к себе не призывать, в первый день луны не смотреть, в гром на реках и озерах не купаться, с серебра не умываться, олову и воску не лить, зернью, картами, шахматами и лодыгами не играть, медведей не водить и с сучками не плясать, на браках песен бесовских не петь и никаких срамных слов не говорить, кулачных боев не делать, на качелях не качаться, на досках не скакать, личин на себя не надевать, кобылок бесовских не наряжать. Если не послушаются, бить батогами; домры, сурны, гудки, гусли и хари искать и жечь».
В обществе, где люди открыто стремились к чувственным удовольствиям, правительство установило монастырское препровождение праздников и дней отдыха. Батоги угрожали и тем, кто исполнял на свадебных торжествах народные песенки с обсценной лексикой, и тем, кто водил медведей, которых поводчики использовали, чтобы показывать безнравственные развлекательные номера восторженным крестьянским детям. Ослушаться приказа, конечно, можно было, однако наказание за неповиновение могло последовать весьма серьезное.
В 1669 году великий государь приказал стольника князя Григорья Оболенского отправить в темницу за то, что у него в воскресенье на дворе его слуги и крестьяне трудились, а он сам, князь Григорий, при этом бранился грубо. Однако батоги и заключение в тюрьмах обычно не способствует истреблению привычек, поэтому русский народ так и не утратил тяги к шумным народным гуляниям. Да и употребление ненормативной лексики и по сей день изжить никому не удалось.
Игры и забавы аристократов
По распоряжению Алексея Михайловича убрали из обихода все книги, которые писали об обычаях увеселений, принятых на Руси испокон веков. К счастью, другие правители не были так категоричны.
Иоанн Грозный любил шахматы и шашки. Но с приходом к власти Алексея Михайловича эти игры стали считать досугом исключительно для интеллигенции. Во время царствования Петра Первого в России появился бильярд — правитель благоволил этой игре, считая, что она позволяет развить много полезных навыков, в том числе, ловкость и грацию. Еще одной любимой забавой аристократов были карточные игры, которые жаловала царица Анна Иоанновна. Их привозили из других стран. Из-за высокой стоимости купить карты могли себе позволить далеко не все.
Петр Первый жить не мог без водных прогулок. Скучая по речным катаниям, император даже устроил особое праздненство — вскрытие Невы ото льда. Когда вода только появлялась в первые весенние дни, из крепости доносилось три выстрела из пушек. Затем в торжественной обстановке Петр Первый переезжал Неву. За ним отправлялась флотилия судов, украшенная флагами.
Были у правителей и необычные хобби: Петр Первый точил дерево, Анна Иоанновна занималась пусканием волчка, Елисавета Петровна наслаждалась прослушиванием проповедей, Александр Первый играл в бирюльки, а Александр Третий уважал спорт и занимался гимнастикой под открытым небом.