Рабочий и колхозница: "четкий ажур на фоне неба"

Современную Москву сложно представить без монумента "Рабочий и Колхозница". Автором проекта является знаменитый советский скульптор Вера Мухина. Памятник стал не только символом Советского Союза, но и официальным олицетворением киностудии Мосфильм.

Рабочий и колхозница: "четкий ажур на фоне неба"
Фото Мацква / Александр Рябков

Исторический срез

В первый раз скульптуру представили на Международной выставке во французской столице в 1937 году. Большая, гордо возвышающаяся, визуально мощная и при этом весьма легкая скульптура создавалась в павильоне СССР, созданном по проекту Б.М. Иофана. Молодой человек и девушка с гордостью поднимают над головой олицетворение трудовой деятельности советского человека – серп и молот. Юбка и шарфик девушки развеваются на ветру словно стяг – герой парадов и демонстраций в Советском Союзе.

Рабочий и колхозница: "четкий ажур на фоне неба"
Панорама международной выставки 1937 года в Париже, в правой части — павильон СССР с «Рабочим и колхозницей», напротив — павильон Германии с орлом на крыше, по центру — Эйфелева башня

Советский павильон призван отражать успехи Страны Советов. Изначально планировалось, что советские скульпторы создадут рабочего и крестьянина. Но мужчина с бородой и с серпом выглядел бы малопривлекательно, поэтому Иофан решил, что это будут мужчина и женщина.

Рабочий и колхозница: "четкий ажур на фоне неба"

Здание гордо возвышалось над Москвой, заканчиваясь "скульптурной группой". Монумент должен был олицетворять мощь постройки, не подавляя ее. В этом состояла идея создателя проекта.

"Группа должна была рисоваться четким ажуром на фоне неба", - рассказывала автор скульптурной композиции Вера Мухина.

Автор проекта Вера Игнатьевна Мухина стала участником конкурса на скульптуру для советского павильона. Ее конкурентами были В.А. Андреев, М.С. Манизер и И.Д. Шадр. Творение Мухиной получило безоговорочное первенство на фоне остальных. "Рабочий и Колхозница" воссоединились со зданием, спроектированным Иофаном.

Шарф в руках девушки подчеркнул горизонтальное движение павильона. Это была крайне удачная задумка автора. Полотнище развевалось от ветра, а руки, отброшенные назад, связывали скульптурный ансамбль с постаментом. При этом члены комиссии критически отнеслись к шарфу, посчитав этот предмет гардероба частью слишком вольного для простой рабочей женщины стиля. Однако без него композиция лишалась горизонтальной линии и терял динамику.

Скульптурный ансамбль создан из хромоникелевой стали. Этот материал в те годы был в новинку. Части композиции создавались на деревянных шаблонах, после чего варились и крепились на мощном балочном каркасе-скелете. Такая техника применялась в СССР впервые. Работой занимался инженер Центрального научно-исследовательского института машиностроения П.И. Львов, который выполнил ее без нареканий.

На выставке во французской столице работу советского скульптура встретили восторженно. Снимки статуи появились в известных изданиях. В Париже также можно было приобрести сувениры в виде маленькой скульптуры.

Реставрационные работы

После выставки во Франции статую распилили и отправили назад в столицу СССР. Изначально ее не планировали восстанавливать в Москве, но в конце 30-х она гордо возвышалась перед Южным входом на ВДНХ. На протяжении длительного времени памятник располагался на небольшом постаменте. Вера Мухина в шутку окрестила его "пенек".

Только в 2009 году, после затяжных рестраврационных работ, статуя вновь украсила площадь. Тем временем здесь появился павильон, который повторяет павильон Иофана, созданный для Выставки 1937 года.

Теперь скульптура располагается ближе к проспекту Мира и находится на крыше павильона. За входными дверями - огромный мраморно-бронзовый вестибюль. На 1-м этаже – музей "Рабочего и колхозницы", где в снимках и макетах можно наблюдать историю статуи. Известная скульптура оказалась несколько зажата со всех сторон. И увидеть ее целиком можно только с колеса обозрения или из окон верхних этажей домов, располагающихся напротив.

Рабочий и колхозница: "четкий ажур на фоне неба"
Фото Википедия / AlexanderKonov

Современное назначение

На данный момент "Рабочий и Колхозница" располагается на здании, которое уступами поднимается вверх. Благодаря скульптуре россияне могут предаться ностальгии о том времени, когда легендарные Серп и Молот олицетворяли молодой Советский Союз.

Памятка для посетителей

Адрес: проспект Мира, 123Б.

От метро пешком 10 минут вдоль проспекта Мира против движения автомобилей. Кроме того, добраться до комплекса можно от станции монорельсовой дороги "Улица Сергея Эйзенштейна" (5 минут пешком), около комплекса останавливаются автобусы №311, 33, 286, Н6, 154, трамваи №11, 17, 25.

Загрузка ...