Стиляги — это не только специфическая одежда и прическа, но и вальяжное поведение, шарнирные фланирования, тяга к джазу, произнесение слов с необычным акцентом. Во многом на предпочтения стиляг оказали влияние «трофейные» кинокартины — «Судьба солдата в Америке», «Серенада Солнечной Долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», а также ленты с Диной Дурбин.
Оригинально одетая молодежь с необычным поведением и странным сленгом постоянно сталкивалась с осуждением. Но как появились стиляги, что носили и как сразу узнавали друг друга?
Исторический срез
В первый раз о стилягах услышали в 40-е годы. Образовавшееся движение стало ответом на строгие советские догмы. Молодежь ярко заявила о себе и выразила протест против некоторых коммунистических постулатов. Молодых людей, представляющих это движение, отличал ряд общих качеств. Они цинично рассуждали, держались в стороне от политики, отрицали ряд принятых в обществе правил. Те счастливчики, которым удалось побывать в западноевропейских странах, привезли немало так называемых «трофейных» газет, бижутерии, одежды, обуви. Эти яркие эпатажные вещи, которые вышли из моды за границей, в Советском Союзе стали символом протеста.
Этимология слова «стиляга»
Сам термин в первый раз появился в 1949 году. Его автором считается писатель Д. Г. Беляев. Он опубликовал очерк под названием «Стиляга» в популярном в те годы юмористическом издании «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое».
Фельетон был посвящен вечеру в школе, куда пришел «разодетый на западный манер» невежественный и самонадеянный франт. В сатирической манере Беляев высмеивает пижона, который явно гордится своим забавным вызывающим стилем в одежде и умением танцевать рок-н-ролл и буги-вуги. Остальные студенты подтрунивают над ним с оттенком презрения и брезгливости. У стиляги есть подруга Мумочка, «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод».
Очерк «Стиляга» опубликован в том же выпуске, где напечатали статью о космополитах без рода и племени. Безобидное литературное произведение послужило толчком к кампании против воздействия западных веяний. Есть версия, что сам термин «стиляга» произошел из музыкального языка: у джазовых исполнителей термин «стилять» значит «заимствовать чужой стиль игры». Есть фраза «дуть стилягу» — то есть исполнять музыкальное произведение в фарисейской манере.
Опасная Москва: 5 самых бандитских районов столицы при советской власти
Общественные недовольства
В 50-е годы ситуация усугубилась, стиляг начали преследовать. В средствах массовой информации постоянно появлялись заметки, в которых представители первой советской субкультуры были представлены в неприглядном свете. Об этом предосудительно говорили на собраниях комсомола, дружинники не давали стилягам прохода на улицах. Им могли порвать вещи или насильственно отрезать длинные пряди.
Молодых людей даже отправляли в отделение милиции, где сотрудники правоохранительных органов делали фото для обличительных газетных публикаций. Небольшими «просветами» в отношении к стилягам стала художественная выставка мастера Пабло Пикассо в 1956 году, прибытие в российскую столицу Кристиана Диора (Christian Dior) с манекенщицами в 1959 году и, в первую очередь, фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. В это время представителей субкультуры не тревожили, но впоследствии гонения возобновлялись.
Теракты в московском метро: хроника событий постсоветского периода
Гардероб
Первые представители движения любили бесформенные двубортные пиджаки over size разных ярких цветов, шляпы с широкими полями, пестрые носки, которые торчат из-под штанин, шелковые гавайские рубашки с броскими принтами, свитера с оленями, туфли с острыми носами на толстой подошве, галстуки с животными.
Впоследствии стиляги становились все более элегантными. Они пристрастились к ношению брюк-дудочек шириной 22 сантиметров, противопоставляя себя коммунистам в 32-сантиметровых штанах. Также впервые в стране Советов появились джинсы, зонты-трости, узенькие галстуки-селедки.
В 60-е годы стиляги стали следовать американской моде. Они сами окрестили себя «штатниками». В те годы представители субкультуры носили классические плащи, пальто в английском стиле, шерстяные пиджаки с платочком в кармане, шляпы «стетсон», солдатские ботинки и туфли с перфорированным носком.
Примечательно, что у девушек ярко выраженного стиля не было — чего не скажешь о щеголеватых мужских образах. Девушки заимствовали образы из прибалтийских или социалистических изданий, посвященных моде. Чаще всего можно было встретить представительниц прекрасного пола в пышных или, напротив, узких юбках-карандаш, расписных блузках, туфельках с удлиненным носком.
Состоятельные стиляги приобретали вещи у фарцовщиков или зарубежных гостей, а также заказывали индивидуальный пошив в ателье, используя иностранные ткани из комиссионок. Стиляги из небогатых семей использовали брезент для пошива плащей и штанов, клеили на ботинки «манную кашу» — подошвы из каучука или микропорки, которые после гофрировали.
Популярностью среди стиляг пользовались и «предметы роскоши» — иностранные авторучки, портсигары и зажигалки, а также игральные карты с картинками барышень в стиле Pin-up из Штатов.
Памятник Дзержинскому на Лубянке: как установили и как снесли «Железного Феликса»
Имидж
В 50-е стиляг легко было узнать в толпе. Они носили начесанные и набриолиненные «коки» на лбу. Мужчин отличали тоненькие усы-«мерзавчики».
Девушки ярко красились, выгодно отличаясь от скромных коммунисток. Они использовали красную помаду и густо подводили глаза карандашом. Часто девочки делали прическу под названием «венчик мира». Волосы завивали в кудри и складывали вокруг головы.
В следующее десятилетие популярность приобрела картина «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо. Девушки копировали стиль главной героини и делали ту самую бабетту.
Движения
Стиляг отличал не только внешний вид, но и поведение. Характерные манеры движений, которые считались развязными, а также осознанная и тщательно продуманная пластика позволяла им выгодно выделятся из толпы. Стиляги ходили с высоко поднятой головой, свободно и неторопливо. Стиляги в разных городах по вечерам гулили(«совершали хил») по «Бродвею» — как правило, главной улице города (улица Горького в Москве, Невский проспект в Северной столице). Таким образом, они демонстрировали свои наряды и несомненно раздражали прохожих.
«Пропаганда добра и мира»: американская школьница Саманта Смит в Москве
Сленг
Конечно, стиляги не обошлись бы без особого сленга. Он, по большей части, складывался из диалектизмов и заимствований из английского языка, адаптированный под русский язык. Кроме того, стиляги любили использовать музыкальный жаргон. Им нравилось менять свои имена на зарубежные, которые близки по звучанию к русской версии.
Стилягам нравились смешные выражения и слова, которые понимали только они. Чащи всего они пользовались основами английского языка, добавляя окончания и суффиксы, которые понятны русскому человеку. К примеру, «шузы» (shoes), которые широкая общественность запомнила благодаря легендарной Верочке из «Служебного романа», это простая обувь на большой подошве. Порой стиляги отправлялись в кинотеатр «лукать» (look) фильм. В переводе значит смотреть. Знаковые места, где встречались стиляги, они окрестили Бродвей.
Приход к власти Хрущева и конец прекрасной эпохи
Когда руководство страны перешло к Никите Хрущеву, субкультура стиляг стала понемногу затухать. По всей видимости, это связано с рядом допущенных властями послаблений. У представителей подрастающего поколения расширилась сфера увлечений и интересов. Да и протестовать в таких условиях уже не хотелось.
В середине 60-х годов 20-го столетия стиляги практически перестали напоминать о себе. Однако еще много лет модных, эффектно одетых или стремящихся самовыразиться при помощи гардероба юношей и девушек называли стилягами. Этот термин стать эпитетом к слову «модный».
Эксперты полагают, что представителей субкультуры начала 60-х уже нельзя относить к стилягам. Несмотря на то, что субкультура сошла на нет, стилягами еще много лет называли модников.