Великая защитница Москвы: Владимирская икона Божией Матери

Пасху в 1521 году москвичи праздновали с тяжелыми сердцами. С 1512 года длилась война великого князя Василия Третьего Иоанновича с великим князем литовским и королем польским Сигизмундом Первым. Они бились за Смоленск. С Сигизмундом объединился крымский хан Махмет-Гирей. Он совершил набег на Москву в 1521 году.

Великая защитница Москвы: Владимирская икона Божией Матери

Апокалиптичные настроения христиан

Атмосфера надвигающегося апокалипсиса чувствовалась еще с 1492 года, когда в связи с наступлением 7000 лет от сотворения мира христиане были уверены, что вот-вот наступит конца света. Москвичей в 1521 году охватил ужас, и это можно засвидетельствовать, ознакомившись с летописями, созданными в середине столетия митрополитом Макарием. «Тогда и мнози сподобишася видети многа и ужасная видения и страшна знамения с прещением гнева Божья, вкупе же великаго милосердия исполнение», — гласят записи.

Митрополит Московский Варлаам призывал всех молить небесные силы о спасении. Спустя некоторое время одна слепая икониха увидела во сне, как из Кремля выносится чудотворная Владимирская икона, но при выходе из Спасской башни ее встречают преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и, преклоняя колени, обращается к святителям с мольбой оставить его в Москве. То же видение явилось святому Василию Блаженному. Также известно предание, согласно которому Божию Матерь, окруженную могущественными войсками, видел и крымский хан Махмет-Гирей.

Пожар 1812 года: Москва до и после

А что еще было делать впавшим в чудовищные настроения москвичам? Они обратили все свои мольбы к чудотворным и досточтимым ликам Божией Матери. Таких икон было несколько. После первого чуда спасения Москвы в 1395 году появились точные списки по мере и подобию в домовой Благовещенский храм великого князя, иконы наместницы для Успенского собора Кремля, Успенского собора Владимира и Владимирского собора Сретенского монастыря в Москве с надставленными широкими полями.

Недобрый знак

Многие исследователи искусства считают, что списки 1410 года появились благодаря святому Андрею Рублеву или другим не менее известным мастерам. За последующее столетие олифа, которой покрывали лики святых, стала значительно темнее. Это встревожило правителя Василия Ивановича, ведь в этом угадывалось знамение приближающихся несчастий.

Реставрацию чудотворного образа произвели в 1514 году. По этому случаю состоялся третий праздник с крестным ходом в Сретенский монастырь чудотворной Владимирской иконе – 21 мая. В период поновления святыни в 1514 году, которую провел лично митрополит Варлаам, изготовлен список для Успенского собора Московского Кремля – «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми на полях». В это же время создали еще один список для Владимирского собора Сретенского монастыря.

Уже упомянутые летописи середины шестнадцатого столетия гласят о поведении москвичей в 1521 году следующим образом:

«Преосвященный же Варлам, митрополит всея Русии, такоже со святители, сущими тогда на Москве и со всем соборам и инок множество и со всем народным достоянием во святых церквах непрестанно Бога моляху. Людие же вси еще великою скорбию одержими бяху и в нечаяниа впадоху, яко ниоткуду же помощи не имуще, развие всесилнаго Бога, и Пречистые Его Матери, и великих чюдотворцев руских, и всех святых… Вси сокрушенным сердцем и духом смиренным возопиша к Богу с плачем горким, яко да помилует их и от нашедшия скорби избавит их».

3 июня 1521 года

Третье спасение Москвы Владимирской иконой Богоматери в 1521 году состоялось 21 мая и ознаменовалось крестным ходом в Сретенский монастырь. Этот день стал праздником Сретенского монастыря в честь избавления от нашествия войск Махмет-Гирея.

Крымское войско 28 июля разгромило маленький отряд русских под предводительством воеводы Д.Ф. Бельского и отправилось через Оку в город Коломну. Казанцы расхищали Нижний Новгород и Владимир, после чего оъединили усилия с крымчаками в Коломне. Великий князь Василий Иоаннович отправился в Волоколамск собрать войско, чтобы отразить атаку. 30 июля захватчики устроили пожар в Николо-Угрешском монастыре и великокняжеском дворце в сели Остров, после чего обосновались на Воробьевых горах.

Шапка Мономаха и узбекский хан: ордынская суть московской короны

Литовцам не удалось захватить Смоленск и в 1522 году заключили мир. В 1523 году Махмет-Гирея убили в результате заговора ногайцами под Астраханью. После трех русских походов на Казань весной 1524 года Сахиб-Гирей был изгнан оттуда и совершил побег в Крым.

Загрузка ...