Нетронутый советскими ПВО самолет под управлением немецкого пилота совершил посадку неподалеку от Красной площади на Васильевском спуске. Если быть совсем точными, он приземлился на Большом Москворецком мосту и уже по земле двигался до Собора Василия Блаженного.
Как ему это удалось
Отец Руста являлся инженером-электриком и с ранних лет помогал сыну в освоении техники. Еще в дошкольном возрасте мальчик попал на аэродром, после чего страстно захотел быть летчиком. В 17 лет он успешно сдал экзамены и стал счастливым обладателем лицензии пилота. Парень взял в аренду у клуба самолет французского производства Reims-Cessna F172P Skyhawk II. Летательное судно очень подходило для молодых пилотов, к тому же двигатель был экономичным.
Перед своим знаменитым полетом в СССР Руст путешествовал по Северной Европе. Даже приземлялся в Исландии, где проходил саммит, на котором состоялась та историческая встреча Горбачева и Рейгана.
Эти эксперименты подсказали Русту, что границы можно пересечь без последствий. Он отправился домой и стал вынашивать идею слетать в Москву.
28 мая 1987 года, в 13.10 он взлетел с аэродрома в столице Финляндии. Диспетчеру заявил, что отправился в Швецию. Почти полчаса Руст летел строго по курсу, но потом выключил радиостанцию и резко развернулся к границе с СССР.
Перфоманс в День пограничника
Огромное количество фотокамер гостей столицы засняли этот исторический момент. Пилот вылез из кабины самолета и сразу начал раздавать автографы. Спустя десять минут звезду высшего пилотажа арестовали. Сотрудники правоохранительных органов немедленно установили личность. Летчиком-залетчиком оказался гражданин ФРГ по имени Матиас Руст. Ему было всего 19 лет. Его отец являлся предпринимателем, основавшим компанию, которая продавала летательные аппараты «Сессна» в Германии.
Воздушно судно под управлением Руста пересекло воздушную границу СССР в 14.20 на высоте 600 метров над Финским заливом неподалеку от эстонского города Кохтла-Ярве. Локаторы ПВО отследили этот момент, после чего дежурные ракетные дивизионы привели в боевую готовность. Чтобы перехватить самолет, отправили истребитель, который в скором времени установил местоположение немецкого пилота. Но ему не позволили сбить «Сессну», и прямо до Москвы воздушное судно Руста было буквально «на мушке». Дело в том, что с 1984 года в Советском Союзе был действовало распоряжение властей, согласно которому не дозволялась сбивать гражданские и спортивные летательные судна.
Мавзолей В. И. Ленина: последнее пристанище великого советского вождя
Стоит ли говорить, что этот случай произвел эффект разорвавшейся бомбы в средствах массовой информации. В изданиях того периода можно найти уйму эмоциональных заметок и статей на этот счет. Вот выдержка из одной такой публикации: «Страна в шоке! Пилот-любитель, и, как назло, немецкий, с ходу обесславил громадный оборонный арсенал СССР и в такой праздник – День пограничника».
Последствия для советских военнослужащих
После скандального происшествия полетели головы. Должность потерял глава оборонного ведомства Сергей Соколов, главком войсками ПВО Александр Колдунов и еще примерно три сотни офицеров. А столичные жители в шутку окрестили Красную площадь «аэропортом «Шереметьево-3» и долго еще вовсю состязались в остроумии, осуждая триумфальное приземление молодого немецкого пилота.
4 сентября 1987 года Руста арестовали на четыре года за незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полётов и злостное хулиганство.
Его лишили свободы. Молодой человек провел в предварительном заключении и за решеткой в совокупности 432 дня, 3 августа 1988 года его амнистировали решением президиумом Верховного Совета. После этого немецкий пилот был выдворен с территории Советского Союза. Сам Руст выступил с заявлением во время судебного слушания, отметив, что его полет являлся «призывом к миру».