Доподлинно известно, что с 14-го столетия в Москве жили торговцы еврейского, итальянского, греческого и восточного происхождения. Позже появилась Татарская слобода в Замоскворечье, где жили представители тюркских народов Европы и Азии. Население Москвы делилось на самоуправляющиеся единицы – слободы и сотни, нерусское население учреждало свои слободы.
Олеарий насчитал в столице до 9 тысяч иноземцев. В 1701 году на 16338 обывательских дворов иноземцам принадлежало лишь 130. Российская столица занимала 9-ю строчку по количеству населения в 1915 году, уступив Лондону, Нью-Йорку, Парижу, Чикаго, Токио, Берлину, Петербургу и Вене. При преобладании горожан русского происхождения в городе всегда царило национальное многообразие, широко представленное выходцами из Европы, Азии и даже Америки.
Шапка Мономаха и узбекский хан: ордынская суть московской короны
На протяжении 19-го столетия этническая пестрота росла, но процент нерусского населения вплоть до 20-х годов 20-го столетия не менялся.
Итальянцы (фляги)
Итальянцы появлялись на севере при появлении донского пути, который проходил на юг чаще всего через Москву. Торговцы часто остались там на постоянной основе. У них с русскими устанавливались доверительные отношения, что провоцировало ревность со стороны церкви, которая запрещала русским родниться с «латынами» (католиками), брататься и кумиться под угрозой репрессий.
Во второй половине 15-го столетия, когда итальянцы еще больше стали отправляться в Россию на ПМЖ, в Москве появилась итальянская колония. Больше всего итальянцев прибывало из Венеции. Поддержание тесных связей с Италией существенно повлияло на русскую культуру. Тенденции, пришедшие с итальянскими архитекторами в Россию, существенно отразились на облике центральных городов.
Армяне
Можно считать несомненным и существование в Москве более или менее постоянной колонии армян, которые появились там в начале 15-го столетия. В 1390 году «…загореся посад за городом от Аврама, некоего ерменина». Выражение «посад за городом», по всей видимости, относится к Китай-городу, где располагается знаменитый Армянский переулок, который получил такое название только в 19-м веке. В 18-м столетии некоторые постройки, которые принадлежали армянам и годные для армянской церкви, еще располагались в Китай-городе, между Ильинкой и Варваркой.
В торговых вопросах армянские купцы были наиболее активны. При их участии осуществлялась транзитная торговля по Волге, в которую вовлеклась Золотая Орда, Закавказье и Персия. Вопреки расхожему мнению о малом знакомстве русских с другими странами, нередко обнаруживаются факты, что у русских отличное знание восточный государств. В числе кавказских народов русские летописи упоминают и армян.
Основным торговым путем для армян, конечно, была Волга. В московских торговых операциях участвовали армянские купцы. На рубеже 14-15 столетий митрополит Киприан отвечал на вопросы ученого игумена Афанасия Высоцкого. В полном соответствии с византийской нетерпимостью по отношению к другим вероисповеданиям Киприан ополчился против армян.
Немцы и другие иноземцы
Принято считать, что под немцами в России понимались не только выходцы из Германии, но и многие другие заморские гости. Приток немцев в Москву начался в основном после присоединения Новгорода и Смоленска, в особенности, со второй половины 16-го столетия. До этого в столице преобладали итальянцы, с конца 15-го века в основном уроженцы Венеции.
Не вызывает сомнения, что в столице жили и представители славянских народов. В 14-15 веках особенно заметны выходцы из православных балканских стран. Лазарь Сербии построил первые московские башенные часы, некий Борис (по всей видимости, болгарин) лил колокол, Пахомий Логофет писал жития, Киприан занимал митрополичий престол.
Медный бунт: богатство из меди или как медные деньги стали причиной восстания
Сходность языка и религии помогала южным славянам обосновался и задержаться в Москве, но по тем же причинам их нечасто могли выделить из общей массы горожан. Это в еще большей мере относится к украинцам и белорусам, которых называли в ту пору «литовскими людьми». Китайгородская церковь в Старых Панех напоминает нам об этих православных панах, которые приезжали в Москву с западной стороны.